Каменные бабы в Изюме

Изображение
Каменные бабы в Изюме

О скифских каменных бабах в Изюме уже много написано и показано. Не чего нового не сообщу, только хотелось показать их современное состояние, что все они на месте, в целостности и сохранности. Стоят себе на горе Кремянец и смотрят в даль,  только почему-то на запад. Ранее эти каменные бабы стояли во дворе краеведческого музея по улице Соборной в Изюме. Все желающие могли без труда полюбоваться древним зодчеством, да еще с профессиональными комментариями работников музея. Сейчас до них добраться не так просто, да и находится рядом, особенно с детьми, не безопасно, в двух метрах крутой обрыв, который скрыт высокой травой, то есть практически не заметен, несколько шагов в сторону и все, трагедия неизбежна. Мне лично непонятно, зачем их туда перенесли, ну, а ежели так уж это власти необходимо, то хотя бы ограждение установили. Все таки территория на горе Кремянец, как бы музейный мемориальный исторический комплекс под открытым небом — гордость изюмчан или я не прав?

Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.
В XIII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако оно так и не было полностью искоренено и в дальнейшем адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб. См. подробнее…

Оставьте комментарий